Мастерская по шиномонтажу — пример бизнеса, который не требует значительных вложений на начальном этапе. Для успеха предприятия важны опыт мастера и удачное расположение. Качественно и быстро обслужить легковые и грузовые автомобили помогает специальное оборудование для шиномонтажа. О его видах и особенностях выбора расскажут эксперты «Технопрома».
Шиномонтажные станки
С точки зрения автоматизации процесса монтажа покрышки на диск различают станки:
-
Автоматические. Такое оборудование способно выполнить все операции самостоятельно, практически без участия мастера.
-
Полуавтоматические. Часть операций выполняет мастер.
Цены на оборудование для автосервиса и шиномонтажа зависят от особенностей конструкции и режима эксплуатации, рекомендованного производителем. На стоимость также влияет надежность марки.
Выбор шиномонтажного станка для сервиса зависит от интенсивности нагрузки. При большом количестве клиентов фактор времени, затрачиваемого мастером, имеет ключевое значение, поэтому в приоритете автоматические модели. При небольшой загрузке эффективнее оказываются полуавтоматические, прежде всего за счет сравнительно невысокой цены.
С точки зрения рабочих диаметров большинство моделей шиномонтажных станков рассчитаны на монтаж дисков размером до 24 дюймов. В эту категорию попадают колеса для легковых автомобилей, небольших грузовиков, микроавтобусов.
Для работы с колесами грузовых машин и самосвалов используются специальные станки. Кроме увеличенного рабочего диаметра — до 26-52 дюйма, в этом оборудовании увеличена максимальная масса монтируемого колеса — до 380 кг. В таких моделях устанавливаются мощные гидравлические насосы. Важный момент — стенды для работы с колесами грузовиков могут требовать подключения к трехфазной электросети на 380 В.
По способу компоновки рабочих элементов шиномонтажные станки могут быть:
- Горизонтальными. Колесо при монтаже укладывается на горизонтальную рабочую плоскость. Такой способ удобен для обслуживания легковых автомобилей.
- Вертикальными. Колесо подкатывается к станку и обрабатывается в вертикальном положении. Такой способ, в частности, удобен для обслуживания тяжелых грузовиков.
Балансировочные станки
Оборудование для балансировки дисков используется при обслуживании легковых и грузовых автомобилей. Также есть стенды с адаптером, позволяющим балансировать колеса мотоциклов.
По степени автоматизации балансировочные станки также могут быть:
- Автоматическими. Мастер закрепляет колесо на валу агрегата, закрывает защитный кожух. Система самостоятельно определяет параметры диска и отображает на экране предлагаемую схему установки грузов.
- Полуавтоматическими. Размеры колеса измеряет и вводит в систему мастер. Остальные операции выполняет агрегат.
Вращение колеса при балансировке выполняется со скоростью до 200 оборотов/минуту. Длительность процедуры по измерению характеристик диска составляет от 8 секунд. Станки различаются точностью и удобством работы. В частности, при выборе обращают внимание на качество и читаемость дисплея.
Большинство агрегатов для балансировки работают с колесами весом не более 65 кг. Этого достаточно для обслуживания большинства моделей легкового и грузового транспорта.
Оборудование для прокатки дисков
Этот вид агрегатов применяется для выправления вмятин на стальных дисках, которые невозможно исправить балансировкой. Для этого используется гидравлический механизм. Давление в его системе может достигать 120 кгс/см². При полной загрузке это оборудование способно обрабатывать до 6 колес в час.
Лучший результат можно получить при правке штампованных дисков. Литые и кованные восстанавливать сложно и рискованно, они могут треснуть в процессе правки.
При выборе станка для прокатки дисков обращают внимание на:
- Максимальный рабочий размер. Обычно он составляет до 17 дюймов.
- Максимальную толщину стали. Современные модели способны работать с металлом толщиной 3,5 мм.
Борторасширители и вулканизаторы
Эти приспособления используются для ремонта покрышек. Борторасширитель позволяет провести подробный осмотр шины для выявления места прокола. С помощью ручки можно повернуть крышку в положение, в котором работать с местом повреждения будет удобно. Также борторасширитель надежно удерживает шину во время ремонта.
Вулканизаторы имеют нагревательный элемент и пневматическую систему прижима. Эти агрегаты позволяют ремонтировать камеры и покрышки. За счет нагрева до температуры 175 °C обеспечивается надежное схватывание устанавливаемой резиновой заплаты с шиной.
Инструменты и приспособления
-
Ванны для проверки колес
Эти емкости, наполненные водой, применяются для быстрого поиска места прокола. Определяется оно визуально по появляющейся над отверстием струе пузырьков воздуха.
На дне ванны устанавливаются ролики. Они позволяют затрачивать меньше усилий при повороте колеса.
-
Оборудование для подкачки колес
Для быстрого накачивания колес используется компрессор. К нему подключается гибкий шланг с манометром. Это позволяет проверить уровень давления воздуха в шинах.
Для работы с некоторыми видами колес специальной техники, грузовиков и внедорожных легковых машин используется специальное приспособление — бустер. Он оснащен емкостью на 25 литров и более, в которую с высоким давлением нагнетается воздух. Этот метод называется взрывной накачкой.
-
Шиповальные пистолеты
Это оборудование используется для восстановления поверхности шипованных покрышек. Шиповальный пистолет подключается к компрессору, обеспечивающему давление не ниже 6-8 кгс/см².
Оборудование различается максимальной длиной устанавливаемых шипов. Для работы с легковыми шинами обычно достаточно 13 мм. Также при выборе шиповального пистолета учитывают скорость работы. Производительные модели способны устанавливать до 20 шипов в минуту.
-
Тележки для транспортировки колес
Эти приспособления оснащаются роликами для перемещения конструкции с подвешенными или закрепленными иным способом колесами между обслуживаемым автомобилем и стендами для балансировки, ремонта и шиномонтажа. Такие тележки особенно эффективны при работе с тяжелыми колесами грузовиков.